Помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.
Инклюзивное образование - это:
- Гуманизация отношений участников образовательного процесса
- Новое, более высокое качество дидактики, оптимально подкрепляемое материальной базой; профессиональный рост преподавателя
- Ученик, абитуриент, студент - центральная фигура в учебном плане
- Гибкая методика преподавания предметов, наличие оптимальной образовательной среды
- Снижение числа неуспевающих, повышение качества знаний обучаемых; всемерное развитие природных дарований
- Открытость образовательного процесса и стратегий образования
- Углубление инклюзивности общества - комфортности жизни для всех; совершенствование материальных и духовных основ общества
- Устранение всех видов дискриминации; содействие в реализации жизненных целей
Создание в Югре условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п утверждено « Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Данным документом регламентируются вопросы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и определен порядок взаимодействия между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, муниципальными органами, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательными организациями.
Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Инклюзивное образование в г. Нягани
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, т.е. в образовательных организациях должны быть созданы условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья путем введения инклюзивного образования.
Правительство РФ ставит перед нами задачу: изменять по возможности отношение к детям-инвалидам у сверстников, учителей, общественности, родителей. Никто не виноват в том, что у ребенка-инвалида присутствует какая-то особенность. Мы же не показываем пальцем на людей с голубыми или карими глазами. Окружающий нас мир и людей принимаем такими как есть, поэтому мы должны понимать, что инвалид равноправный член общества, с такими же правами и обязанностями. Однако заметим, что необходимо при наличии ограниченных возможностей здоровья создать таким детям равные стартовые возможности, а конкретнее – условия для получения образования. Такими условиями называется универсальная безбарьерная среда.
Безбарьерная среда – входная группа: въездной пандус, перила, автоматические двери, противоскользящее покрытие, тактильная плитка, обозначения на двери (требование: во всех образовательных организациях).
Универсальная среда – каровые, материально-технические условия, специальные учебные принадлежности. А также обучение ребенка по специальным адаптированным программам, в соответствии с заболеванием и компенсирующим возможности (требование: в 20% образовательных организациях).
Приказом Комитета образования и науки от 24.11.2016 №593/а «Об утверждении плана-графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования» определены учреждения, в которых будут обеспечены условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам:
- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад № 2 «Сказка» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, слепых, слабовидящих;
- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 6 «Рябинка» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, глухих, слабослышащих, поздно оглохших, с расстройством аутистического спектра, с интеллектуальным дефектом, сложной структурой дефекта.
- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития № 9 «Белоснежка» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития, глухих, слабослышащих, позднооглохших, с тяжелым нарушением речи, умственной отсталостью;
- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития;
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа №1» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа №2– обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, с тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития;
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Средняя общеобразовательная школа №4» - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для слабовидящих детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития;
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Средняя общеобразовательная школа №6» имени Августы Ивановны Гордиенко - обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Начальная общеобразовательная школа №9»– обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития, слепых, слабовидящих. расстройствами аутистического спектра;
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Гимназия»- обучение по адаптированным общеобразовательным программам для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В трех детских садах созданы условия для работы по адаптированным программам. В МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №7 «Журавлик» комбинированного вида» работает группа коррекции зрения со слабовидящими детьми, в МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» – группа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
С июня 2014 года организовано проведение ежеквартального мониторинга по формированию универсальной безбарьерной среде для обучения детей-инвалидов.
По результатам мониторинга определили, что:
– созданы условия универсальной безбарьерной среды в детских садах МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №2 «Сказка», МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №3 «Теремок», МАДОУ МО г. Нягань «Центр развития ребенка «Детский сад №4 «Веснянка» (2 корпус), МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №6 «Рябинка», и школах МБОУ МО г. Нягань «СОШ №1», МБОУ МО г. Нягань «СОШ №2», МБОУ МО г. Нягань «ОСШ №3», МБОУ МО г. Нягань «СОШ №4»,МБОУ МО г. Нягань «НОШ №9», МБОУ МО г. Нягань «Гимназия»;
– созданы условия универсальной среды частично в детских садах МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №1 «Солнышко»,
– муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» будет соответствовать всем требованиям безбарьерной среды для детей-инвалидов при наличии автоматических входных дверей.
Региональными пилотными площадками ХМАО-Югры по формированию безбарьерной и универсальной средам являются МБОУ СОШ №2 и МБОУ «Гимназия».
Во всех образовательных организациях создаются условия доступности.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы муниципального образования город Нягань «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в муниципальном образовании город Нягань на 2014-2016 годы» освоено финансирование на сумму 1138 тыс. рублей имеются пандусы в муниципальных образовательных организациях «Общеобразовательная средняя школа №3», «Начальная общеобразовательная школа №9», «Гимназия», «Средняя общеобразовательная школа №4».
- Обустройство парковочного места на автостоянке (МБОУ СОШ № 1,4,6,11, Гимназия, МАДОУ № 1,3,4,5,6,7,8,9,10) – 80 тыс. руб., муниципальный бюджет.
- Приобретение пандуса (МБОУ СОШ № 1) – 7500 руб. спонсорские инвестиции.
- Приобретение и установка подъемных платформ (МБОУ СОШ № 2,11) - 400 тыс. руб., муниципальный бюджет.
- Приобретение и установка информационно-тактильных знаков (МАДОУ № 11) - 46008 руб., внебюджет.
- Установка кнопки экстренного вызова персонала при входе в здание (МБОУ СОШ № 1,4,14, МАДОУ № 2,8,11) - 10760 руб., внебюджет.
- Обустройство возможности въезда инвалидов через центральную калитку школы (МБОУ СОШ № 3,4) - 1497553,1 руб., муниципальный бюджет.
- Повышение квалификации педагогических работников для обеспечения обучения инвалидов, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика - 60143,5 руб., внебюджет.
- Приобретение комплектов специализированной учебной мебели для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата – 326918 руб. федеральный бюджет.
- Приобретение спортивного оборудования для занятий адаптивными видами спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья в спортивных и образовательных организациях - 553433,73 руб. федеральный бюджет.
- Оснащение образовательных организаций современным, специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом - 6 957 895,4 руб., финансирование из различных источников.
Прошли курсовую подготовку специалисты образовательных организаций- 160 педагогов, в т.ч специалистов.
По рекомендациям территориальной ПМПК обучаются в рамках инклюзивного образования 43 воспитанника детских садов, и 25 учеников 1-8 классов.
Введение и координация инклюзивного образования осуществляется через Координационный совет по введению инклюзивного образования.
В 2016-2017 годах в соответствии с планом-графиком («дорожной картой») введения инклюзивного образования в ОУ планируется приобрести специального оборудования для детей-инвалидов.
На 2016: план – 372690 руб., факт – 427 тыс. руб.
На 2017: план – 440 тыс.руб.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Нягани
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Концепция развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре |
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном инклюзивном образовании детей" |
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 №430-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре на 2014-2020 годы"» |
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2013 №543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском атономном округе - Югре» |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р
Постановление Администрации города Нягани от 11.05.2018г. № 1487 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с генетическими нарушениями, детям из групп риска развития стойких нарушений функций организма, из групп социального риска" |
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
- Проект центра «Взаимодействие» - «Инклюзия»;
- Любовь Ковешникова: Мы продолжаем развивать инклюзивное образование;
- Инклюзивное образование в России. Интервью с Н.Н. Малофеевым;
- Инклюзивное образование в России.
В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 30.09.2015 № 07-3154; письмом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 02.10.2015г. №10-Исх.-10109 в образовательных организациях города Нягань был проведён «Самый Большой Урок в Мире».